Музей Волошина
Каким быть должен Дом поэта? Из старого камня, со сводчатыми окнами, террасами-палубами, балконом и непременно с видом на море. Так и выглядит коктебельский дом Максимилиана Волошина. Древнейший вулкан Карадаг, поработавший над ландшафтом миллионы лет назад с одной стороны. Киммерийские холмы – с другой. Строил свою обитель Волошин для общения и творчества. И того и другого было в достатке.
Этот уголок притягивал поэтов, художников, актеров, всех свободомыслящих и «свободнотворящих». Задавал тон сам хозяин. Юрист, попавший в политическую переделку, обошел пешком добрую часть Европы, издавая при этом журнал. Он писал стихи, рецензии и критические статьи. Рисовал. Получал масонские степени. Личность столь многогранная, что большой скульптурный портрет Волошина работы Эдварда Виттига купила парижская мэрия и установила на бульваре Эксельман. Бюст и по сей день на прежнем месте. На родине тоже увековечили в скульптуре образ поэта... Спустя сто лет. Памятник Волошину работы московского скульптора Анатолия Григорьева был открыт в Коктебеле в 2009 году.
«…События жизни исчерпываются для меня странами, книгами и людьми… Люди: лишь за последние годы они стали занимать в жизни больше места, чем страны и книги…» – пишет Волошин. И собирает людей вокруг себя в Коктебеле. 22 комнаты в доме. Соединены между собой так, чтобы пройти по всему дому, не выходя на улицу. И в то же время в каждой комнате – отдельный вход. Дом изначально рассчитан на гостей. А какие гости там бывали! Мандельштам, Белый, Булгаков, Грин, Цветаева, Гумилев, Зощенко и многие, многие… Золотой фонд Серебряного века.
Лето 1911 года стало первым, как его называл сам Волошин, «обормотским» летом в Коктебеле. Главным правилом «обормотов» была свобода и естественность. Костюмам буржуазного типа предпочитали простую и удобную одежду. Творческие искания чередовали с поэтическими турнирами и литературными спорами. Одерживали победы над снобизмом и «здравым рассудком», а заодно вели шутливую войну с «нормальными дачниками».
До шестисот гостей за лето. Столь обширное общество не мешало хозяину в его творчестве. В этот период он работал над киммерийскими акварелями. А вот происходящее в стране серьезно подрывало здоровье Волошина, вспоминали друзья. Решив обеспечить будущее Дома Поэта, он передал в 1931 году первый этаж Всероссийскому союзу детских писателей. Второй и третий этажи после смерти Максимилиана Александровича занимала его вдова Мария Степановна Волошина. Она сохранила библиотеку, архив и комнаты в полной неприкосновенности, как при жизни поэта.
Лишь в 1977 году стихи Волошина вышли в печатном сборнике. После 60-летнего периода самиздата. Окончательная победа культуры над идеологией состоялась в 1984-м. Дом-музей Волошина открыл двери для посетителей. 60 тысяч экспонатов. Самодельная мебель, библиотека с автографами авторов и выдающихся деятелей культуры, знаменитая мастерская Волошина. Письменный стол, мольберт, стеллажи для рабочих инструментов, краски, кисти, морские раковины и ожерелья из самоцветов. Все как при жизни хозяина. «Каюта Таиах» – центр мастерской. И главное ее украшение – скульптурный портрет египетской царицы Таиах. Гипсовый слепок с оригинала, хранящегося в Каире. Удалось сохранить в коктебельском музее и традиции Дома Поэта. Художественный пленэр и Волошинские чтения, конкурсы и фестивали привлекают людей искусства, как и сто лет назад. Когда в гостеприимный дом на берегу моря ехали за общением и вдохновением.